У взрослых и у детей разные представления о смешном. Из-за чего порой и происходят недоразумения. Над чем обычно смеются дети, когда смотрят мультфильмы? Персонаж мультика упал в лужу, сел мимо стула, врезался в фонарный столб и расплющился в лепешку... Взрослые досадливо морщатся, слыша детский смех в этих, по сути, малоприятных моментах. Некоторые мамы даже упрекают свое чадо в жестокости.
Но в действительности это проявление не жестокости, а неразвитости чувства юмора. Детей смешит неожиданность ситуаций. Сострадать же другим они еще не научились. Поэтому задача взрослых - научить детей отграничивать просто смешное от смешного с привкусом садизма.
В сущности, мы, взрослые, смеемся над такими же недоразумениями, только они облечены в более сложную форму. Скажем, мы не будем смеяться над тем, как два героя пятятся по сцене, якобы не замечая один другого, и в конце концов сталкиваются спинами. Но киносюжет, когда герой, попав по ошибке в чужую квартиру, укладывается в чужую постель, где его обнаруживает хозяйка, вот уже много лет подряд вызывает смех и у нас.
При чтении книжек дети тоже частенько пропускают мимо ушей пассажи, которые вызывают улыбку у взрослых. Зато покатываются со смеху, когда литературный герой допускает в речи оговорки или неправильно произносит какие-либо слова. Да неужели вас самих в детстве не смешили "фыфки" и "хыхки" из рассказа В. Драгунского?
Но задумаемся, что собой представляет "игра слов", на которой построено множество смешных каламбуров, литературных эпиграмм, анекдотов и проч. Что это, как не те же "фыфки", только для взрослых?!
Вообще чувство юмора формируется у детей довольно поздно. И его, как и многое другое (например, эстетический вкус или грамотность), нужно развивать. Вы, наверное, обращали внимание на то, что так называемые детские анекдоты обычно кажутся взрослым глупыми. И наоборот, наши шутки зачастую вызывают у детей недоумение. Это обусловлено и различиями жизненного опыта, и возрастными особенностями, от которых во многом зависят наше мышление и эмоции. Отчасти поэтому родителям и детям не очень легко бывает найти общую почву для шуток. Но искать необходимо, иначе общение выродится в нудные нотации, от которых ребенок будет мысленно отгораживаться.
Культура комиксов
Развитие чувства юмора во многом зависит от уровня культуры в обществе. Если в нем верхом остроумия считаются комиксы и примитивные сценки, когда за кадром в нужных местах звучит дружный смех, то ребенок может и не продвинуться дальше первой ступеньки. И, повзрослев, будет заливисто смеяться, глядя, как оператор прокручивает назад кино- или видеопленку и люди на экране пятятся задом.
Помнится, путешествуя по Германии, мы с моей коллегой впервые столкнулись с такой реакцией взрослых людей с научными степенями и высоким социальным статусом. Поначалу это нас ошарашило и даже шокировало. Но потом, увидев, что так по-детски реагируют на перемотку пленки не только немцы, но и многие другие граждане "цивилизованного мира", мы привыкли и больше не удивлялись.
А собственно, чему тут удивляться, если в Европе и Америке уже несколько поколений вырастает на комиксах? Есть серии, которые издаются без перерыва на протяжении 80 лет! В последние годы наши дети зачастую воспитываются на тех же западных мультфильмах, фильмах, телепередачах, что и их западные сверстники. И в плане развития чувства юмора они подотстали по сравнению со школьниками 80-х. Но пока, по-моему, мы еще не догнали "цивилизованный мир".
Очень пагубно сказывается на детях и увлечение "черным" юмором, который теснейшим образом связан с "культурой комиксов". Сейчас, к сожалению, иные первоклашки легче и охотнее заучивают что-нибудь типа "Девочка в поле нашла пулемет, больше в деревне никто не живет", чем стихи Пушкина или Барто. А родители поощряют это увлечение, покупая детям соответствующие сборники анекдотов и прочую "методическую литературу".
"Черный" юмор - особенно санкционированный авторитетными взрослыми: родителями и учителями - размывает границы добра и зла. Смех имеет свойство заглушать страх. Да, в каких-то случаях это бывает полезно. Но далеко не всегда. Если садизм, хулиганство, издевательства перестают казаться страшными и даже приобретают ореол привлекательности, можно с уверенностью сказать, что смех сослужил нам плохую службу. А именно это происходит, когда ребенок напитывается "черным" юмором.
Смех сквозь слезы
Порой взрослые общаются с ребенком исключительно в юмористическом, ироническом ключе. Причем ирония вовсе необязательно бывает обидной для ребенка. Просто в кругу, в котором вращаются эти люди, принято над всем подтрунивать.
И вот малыш, который, естественно, копирует поведение папы и мамы, с пеленок привыкает к тому, что ни о чем на свете не стоит говорить всерьез. Но тонкая ирония почти никому из детей недоступна просто в силу их возраста. Поэтому она вырождается у них в демонстративность, ерничанье, а порой и в откровенную дурашливость.
В результате у ребенка куча проблем в школе, он превращается в шута, на которого все показывают пальцем. А родители, не понимая, что они сами все это спровоцировали, разводят руками: дескать, в кого он у нас такой? "Достучаться" до вечно ерничаюего человека бывает чрезвычайно трудно, ибо приходится ломать стереотипы, усвоенные чуть ли не с пеленок и потому накрепко впечатавшиеся в подсознание.
Когда все не всерьез, человека ничто не может пронять. У него нет глубоких чувств, он отгораживается от переживаний - как от чужих, так и от своих. Совсем отгородиться ему, конечно, не удается - он же все-таки человек, а не кукла Петрушки, и запертые внутри эмоции начинают бурлить. А поскольку они как следует не осмыслены, не отрефлексированы, в душе поселяется хаос. Человек перестает понимать сам себя, невротизируется и от страха ерничает еще больше.
Если ребенок не понимает шуток
Не надо приучать ребенкасмеяться над собой. Лучше побольше фиксируйтесь на достоинствах и хороших поступках детей, повышая их самооценку, вселяя в них уверенность. И когда дети психологически укрепятся, они сами дозреют до того, чтобы посмеяться над своими промахами.
Скорее всего, поначалу это будет что-то несущественное, какой-то пустяк, но не следует торопить события. Положитесь на детское чутье. Ребята лучше вас знают, где у них "больные мозоли", и если не хотят, чтобы на них наступали, значит, время еще не пришло.
Скажем, ребенок страшно застенчив и при встрече с чужими совершенно теряется. Ну какой смысл над этим смеяться? Малыш и так переживает из-за своей робости, а вы еще подливаете масла в огонь. Вы лучше помогите ему избавиться от застенчивости (естественно, не шутками, которые он справедливо воспринимает как издевательство!). А потом, когда ребенок станет общительней, можно будет и подтрунить над его былым недостатком. Но опять же не просто так, "из любви к искусству", а возвышая ребенка в собственных глазах. Подчеркивайте важность того, что он смог себя преодолеть. Не уставайте повторять, что это удается далеко не каждому.
Ни в коем случае не следует подтрунивать над внешностью детей. Неудачная шутка может запасть человеку в душу и ранить его навсегда.
Крайне осторожно следует обращаться с курносым носом, обилием веснушек или оттопыренными ушами, чтобы не породить у ребенка трудноискоренимые комплексы. Физические недостатки устранить сложно, часто невозможно, и смеяться над ними - самая настоящая подлость. Строго следите за тем, чтобы в вашей семье никто не позволял себе потешаться над внешностью друг друга.
Тем более, что дети, над которыми смеются дома, не преминут отыграться на ком-нибудь, кого они считают более слабым. Например, на младшем брате или на девочке-заике из детсадовской группы.
Чтобы научить ребенка понимать шутки, пробудить у него чувство юмора, вовсе не обязательно штудировать сборники анекдотов. Вполне достаточно обычных детских мультфильмов и юмористической классики для детей: рассказов Носова, Драгунского, повестей Линдгрен и т. п.
Хотя, на мой взгляд, в дошкольном и младшем школьном возрасте гораздо важнее другое. Важно не задавить природную жизнерадостность, в той или иной степени присущую каждому малышу. А для этого необходимо прежде всего следить за своим выражением лица и тоном. Чем "труднее", чем болезненнее ребенок, тем больше в его квартире должно звучать смеха и веселых голосов, ибо для него это самое лучшее лекарство.
Понятие, введенное в гештальтпсихологию в 1925 г. В. Келером. Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи,...