Большинство людей умеют обучаться на собственном опыте. Но, к сожалению, есть люди, которые не способны принимать во внимание неудачи и достижения своей деятельности как уроки на будущее.
Что же является главным в установке на обучение на собственном опыте? Главное - два момента: во-первых, надо научиться самому, не становиться источником собственных стрессов, а, во-вторых, как говорят, не попадаться второй раз, т.е. уметь предвидеть возникновение от вас, не зависящих стрессирующих ситуаций и вовремя предотвращать или избегать их (последнее не всегда необходимо, особенно, если речь идет о принципиальных проблемах совершенствования дела).
Для первого необходимо совершенно определенно установить и описать случаи, когда ты сам был источником собственного стресса и внутренние психологические качества или состояния, обусловливающие самострессирующее поведение. Например, в исходном пункте самострессирование может оказаться: неумение управлять своими эмоциями; непродуманность последствий своих решений и действий; желание угодить кому-либо и прием на себя в связи с этим нереальных обязательств. И самое общее среди этих качеств - необъективное представление о себе, своих заслугах, своем месте в обществе.
Неадекватное представление о себе является нередко источником выбора ложных путей к самоутверждению, непомерных претензий и, в конечном счете, серьезных срывов, болезней и различного рода трагических исходов. Порой даже умные, талантливые люди страдают слепой переоценкой собственной персоны. Умение хорошо освоиться со своими личными данными, познать себя, понять свои достоинства и слабости является первым решающим шагом в исключении себя из источников стрессоров для самого себя.
Второй решающий момент - это выработка привычки постоянно совершать ретроспективный анализ к источникам стрессовой ситуации с тем, чтобы определять для себя всякий раз меру личной ответственности за возникновение этой ситуации.
Если не говорить о содержательной стороне обучения на опыте, то необходимо указать хотя бы на следующие основные моменты:
Установка на принятие неудачи, как необходимые обучающие моменты деятельности по достижению цели. Эта установка реализуется через превращение всего негативно влияющего на человека в объект изучения и через наработку системы способов поведения, предотвращающих подобное негативное влияние.
Позитивная акцентуация опыта, состоящая в фиксации оптимистических граней и результатов деятельности на фоне исправления недостатков и промахов в работе. Практически это означает не игнорирование недостатков и неудач, а утверждение оптимистического подхода к возможностям их исправления на основе зафиксированных удач по преодолению трудностей.
Последовательное проведение в жизнь принципа взаимной каузальности. Его смысл в том, что во всех сложностях взаимоотношений партнеров почти не бывает случая, когда бы виновным в неудачах в каких-либо совместных делах был лишь один из партнеров. Учет именно этого обстоятельства в личном опыте и дает возможность заранее строить поведение по типу - минимум моего личного негативного вклада во взаимоотношения с людьми.
Установка на избирательное забывание эмоционально-болезненных моментов прошлых стрессовых ситуаций после их рационализации, преодоления и фиксирования способов недопущения. Эта установка созвучна идее Вильгельма фон Гумбольта (1767-1835), который писал, что хранить в памяти негативные представления равнозначно медленному самоубийству.
Любовь бывает разной. Бывает любовь собственническая, потребительская, по принципу 'ты - мне, я - тебе'. А бывает любовь бескорыстная, можно сказать настоящая.
Повторное выполнение действия с целью его усвоения. В процессе учения упражнения обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. В итоге это приводит к ...