В центре учения Августина находится идея о духовной активности личности, воля которой управляет как телесными, так и психическими процессами.
|
Австрийский психолог, ученик Фрейда, основатель школы 'индивидуальной психологии'.
|
В центре внимания Адорно - регрессивные социально-антропологические изменения, связанные с развитием массовой 'индустрии культуры'.
|
Психолог, предложивший "трехфакторную теорию личности" и выделивший такие известные свойства личности, как "экстраверсия-интроверсия".
|
Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке.
|
Автор теории функциональных систем - основном механизме приспособления оргнанизма к среде.
|
Предложил свою трехкомпонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, затем в кратковременное хранилище.
|
Ах показал, что испытуемый при решении задачи располагает неосознаваемой им установкой, которую он называл 'детерминирующей тенденцией'.
|
американский психолог, автор теории социального научения.
|
Разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста.
|
Автор теория двойной связи - концептуальной модели, объясняющей возникновение и развитие шизофрении особенностями общения в их семьях.
|
Американский культурантрополог, виднейший представитель этнопсихологического направления в американской антропологии.
|
Психиатр и психофизиолог, создатель электроэнцефалографического метода регистрации мозговой активности.
|
Разработал 'трансактный анализ' - оригинальное направление как в теоретической психологии, так и в психотерапевтической практике.
|
Наибольшую известность получили разработки Бине в области создания тестов интеллекта, сделавшие Бине одним из основателей тестологии.
|
Изучал многие проблемы криминальной психологии, в частности, 'тюремные психозы', индуцируемость при различных психопатологических типологиях.
|
Сформулировал генетическую теорию памяти, согласно которой различные виды памяти описываются как этапы развития человека.
|
Основная область область исследований - педагогическая и детская психология.
|
Австрийский философ. Используя идеи Аристотеля, Бретано предложил план разработки новой психологии сознания.
|
Американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.
|
Английский психолог. Будучи одним из лидеров ассоциативной психологии, стремился придать ей физиологическую ориентацию.
|
Бюлером была предложена схема трех стадий развития психики у животных и человека (инстинкт, навык, интеллект).
|
Разработала схему периодизации жизненного пути личности, положившую начало психобиографическому направлению в психологии.
|
- Cоветский биолог и психолог, основатель сравнительной психологии в России.
|
Реализовал свои представления о медицине целостности в 'антропологической психотерапии'.
|
Утверждал, что чужая душевная жизнь объективных признаков не имеет и потому недоказуема, и вместе с тем неопровержима.
|
Немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии, внесший в нее идею измерения.
|
Американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей.
|
Немецко-американский психолог, один из крупнейших специалистов по психологии развития.
|
Выступал с критикой ассоциативного направления в психологии, экспериментально доказав, что сознание строится из целостных образов (гештальтов).
|
Американский психолог, основатель нового направления в психологии, ориентированного на исследование когнитивного стиля личности.
|
Американский психолог. Представитель одного из направлений функциональной психологии.
|
Знаменитый немецкий психолог и физиолог, один из основателей экспериментальной психологии.
|
Создал френологию как учение о локализации в различных извилинах больших полушарий головного мозга человека его психических свойств.
|
Советский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий.
|
Первым разработал на основе экспериментальных и математических методов учение о существовании индивидуально-психологических различий между людьми.
|
Исследования Ганнушкина связаны с областью психических расстройств, пограничных между нормой и патологией.
|
Английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии.
|
Фундаментальные труды Геллерштейна посвящены проблеме упражнения в простой и сложной сенсомоторной реакции, его основным закономерностям.
|
Немецкий философ, психолог, педагог. Считал, что психология должна базироваться на опыте, метафизике и математике.
|
Немецкий физиолог и психолог, пионер экспериментальной психологии восприятия.
|
американский психолог. Начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов.
|
Будучи поборником естественнонаучной методологии, считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики.
|
Исследовал психические нарушения при мозговых поражениях, психосоматические нарушения.
|
Основной темой исследований Гоффмана было повседневное взаимодействие лицом-к-лицу, т.е. обыденное взаимодействие между людьми.
|
Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его "функциональной" ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида.
|
Дои - автор теории 'амаэ' - психологической ориентации на зависимость, на снисходительность отношения к человеку.
|
Французский психолог, психиатр, философ. Свою концепцию называл психологией поведения.
|
Исследовал психологические и психофизиологические механизмы процесса порождения речевых реакций.
|
советский психолог, занимался проблемами возникновения психики в филогенезе, развития эмоций, мышления, памяти.
|
Специалист в области патопсихологии, клинической психологии, экспериментальной психологии.
|
В экспериментальных исследованиях репродуктивного и продуктивного мышления раскрыл детерминацию мыслительных процессов структурой решаемой задачи.
|
Советский психолог, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельностного подхода.
|
Установил ряд закономерностей поведения, в частности относящихся к связи между мотивацией и способностью восприятия внешних объектов.
|
Французский врач. В русле материалистического направления в психологии выдвинул положение о трех уровнях организации поведения.
|
Выступил с концепцией, соединившей интроспективную трактовку сознания с положением о том, что позитивное исследование сознания должно вестись путем анализа его воплощений в творениях культуры.
|
Кандинский одним из первых в отечественной психиатрии обосновал понятие 'психопатия'.
|
Практиковала психоанализ в Германии, а затем, после прихода к власти нацистов, эмигрировала в США.
|
Австрийский философ и психолог. Дал типологию базовых аффектов.
|
Американский психолог. Автор концепции 'личностных конструктов'.
|
Американский физиолог. Изучая влияние аффектов на работу внутренних органов, открыл физиологические механизмы эмоционального поведения.
|
Американский психолог, зачинатель и один из лидеров тестологического движения.
|
Будучи одним из наиболее плодовитых теоретиков в области изучения личности, Кеттел опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей.
|
Немецко-американский психолог, один из лидеров гештальтпсихологии.
|
Немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. формулировал положения своей теории 'узкой локализации' высших психических функций.
|
Немецкий психолог. Вместе с М. Вертгеймером и В. Келером является основателем гештальпсихологии.
|
Американский психоаналитик. В своей работе "Анализ самости" предложил план новой психологии и психоанализа самости.
|
немецкий психолог и психиатр. Основоположник теории, соотносящей психические свойства человека с конституцией его организма.
|
Немецкий философ и психолог, основатель 'лейпцигской школы' в психологии.
|
Разработал концепцию исторической динамики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности.
|
Французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения.
|
немецкий психолог. Основатель Вюрцбургской школы психологии мышления.
|
Советский психолог. Разрабатывала проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии.
|
Русский врач и психолог. Придерживаясь естественнонаучной ориентации, разработал 'характерологию'.
|
Французский исследователь, создатель структурного или лингвистического психоанализа.
|
Известность ему принесла его периферическая теория возникновения эмоций - сосудо-двигательная теория.
|
Русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России.
|
Французский социолог, социальный психолог и антрополог, автор трудов по теоретической и экспериментальному естествознанию.
|
Немецко-американский биолог. Лидер механистического направления в зоопсихологии.
|
Французский философ, социолог, психолог, этнограф. Создал теорию первобытного мышления.
|
В центре психологии Левина стоит концепция так называемого "жизненного пространства".
|
Представил психический мир в виде бесконечной градации нечленимых, замкнутых в себе нематериальных целостностей - монад.
|
Разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в советской и мировой психологии.
|
Немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии.
|
Русский анатом, педагог и психолог. Разработал концепцию 'школьных типов'.
|
Американский психолог. Занимался проблемой локализации психических функций.
|
Немецкий психолог. Выдвинул свою оригинальную теорию эмпатии.
|
Один из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные.
|
советский психолог. Центральное место в научной деятельности Ломова занимала проблема взаимодействия человека с техническими устройствами.
|
Австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии - науки о поведении животных.
|
Советский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР.
|
В связи с разработкой педагогической проблематики затрагивал в своих трудах ряд вопросов психологии.
|
'гормической' концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого.
|
Задача философии и психологии заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов.
|
Инициатор детского психоанализа. В процессе ее работы с детьми она cделала поразительный вклад, и в теорию, и в методику психоанализа.
|
советский психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии.
|
Австрийский врач. Разработанное им учение способствовало формированию научных представлений о гипнозе.
|
Американский философ, социолог, социальный психолог. Выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что сознание имеет инструментальную природу.
|
Центральным для концепции Мид является утверждение, что культурный характер есть совокупность закономерностей психической жизни, обусловленных культурой.
|
Английский философ и психолог. Один из лидеров эмпирической ассоциативной психологии.
|
Бельгийский психолог. Особую известность ему принесли эксперименты по изучению восприятия причинности и сохранения объекта.
|
Швейцарский врач-невропатолог, нейроанатом, нейропсихолог и философ.
|
Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества, вне зависимости от его классовой структуры, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями.
|
Как диагностическое, так и коррекционное значение имеют также разработанные Морено методы социограммы и психодрамы.
|
Немецко-американский психолог, представитель практической психологии (психотехники).
|
советский психолог. Разработал концепцию отношений личности.
|
Экспериментально обосновал гипотезу Б. М. Теплова об обратной зависимости между силой нервной системы и чувствительностью.
|
Разработал теорию формирования, строения и функционирования человеческой мотивации в целостной структуре поведения.
|
Русский психолог, представитель психологического направления в литературоведении и языкознании.
|
Американский психолог. Инициатор разработки системного подхода к изучению личности.
|
исследования в области физиологии анализаторов, вегетативной нервной системы, подкорковых центров головного мозга.
|
Павлов и его ученики исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов, открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений.
|
швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики и мышления.
|
Все отношения человека к внешним предметам обусловлены тем способом, каким эти предметы представляются ему в языке.
|
Чешский физиолог и психолог. Открыл ряд феноменов, касающихся зрительных ощущений и восприятий.
|
Французский психолог, один из зачинателей экспериментальной и физиологической психологии во Франции.
|
Австрийский психолог и психиатр. Разработал собственную психологическую систему - теорию оргазма.
|
Французский психолог. Разрабатывал поблемы памяти, внимания, мышления, установил один из законов памяти (закон регрессии памяти Рибо).
|
французский физиолог, психолог, гипнолог. Изучал гипноз, установил три фазы в сомнамбулизме, развивал учение об истероэпилепсии.
|
Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.
|
Изобрел названный его именем тест, ставший одним из главных средств психодиагностического изучения личности.
|
Русский невролог и психолог. Работал в области психологии личности.
|
Советский психолог и философ. Автор деятельностного подхода к анализу психологических явлений.
|
Американский психиатр и психолог, представитель неофрейдизма.
|
Канадский биолог и врач. Разработал учение о стрессе.
|
Русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения.
|
Американский психолог, представитель современного бихевиоризма.
|
Советский психолог. Автор широкого круга работ по общей и педагогической психологии.
|
Спенсер предпринял попытку перенести принципы ассоциации с истории психического развития индивида на историю вида.
|
Согласно Спинозе человек - целостное, природное существо, у которого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны.
|
Разработал цикл статистических методов с целью измерения структуры интеллекта.
|
Советский психолог. Разработал психологическую концепцию способностей.
|
Один из основоположников учения о психологических тестах.
|
Основное направление исследований - применение статистики к решению психологических проблем.
|
Американский психолог. Лидер структурной школы, считающей предметом психологии сознание.
|
Разработал систему, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологци и фрейдизма.
|
Американский психолог и педагог. Своими работами подготовил возникновение бихевиоризма.
|
Английский психолог. Приобрел известность теорией социальной идентичности и исследованиями межгрупповых отношений.
|
Грузинский советский психолог. Основатель теории установки.
|
Немецкий физик, психолог, философ.
|
Австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии.
|
Экспериментально изучал образование понятий, гипноз и внушение, закономерности механической памяти.
|
Американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагогики.
|
Русский психолог и философ.
|
Один из организаторов советской психотехники.
|
Штерн был одним из первых психологов, поставившим в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка.
|
Эббингаузу принадлежит ряд важных работ по экспериментальной психологии.
|
Немецкий психоаналитик (см. психоанализ), автор работ по прегенитальной стадии либидо, анализу психозов, положил начало разработке теории объектных отношений
|
американский психолог, автор теории социального научения
|
он разрабатывает свой метод психотерапии, названный 'трансакционный анализ'. Одним из наиболее известных трудов Эрика Берна является 'Трансакционный анализ в психотерапии', работа, поистине заслуживающая звания основы и костяка его теории
|
отечественный психофизиолог, создатель концепции физиологии активности и новых методов регистрации естественных движений человека в норме и патологии
|
Бехтерев, Владимир Михайлович(1857-1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы.
|
выдающийся советский психолог; ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит центральная роль в развитии российской психологии в советский период.
|
Станислав Гроф- чешско-американский врач и учёный, отдавший более сорока лет исследованиям необычных состояний сознания и духовного роста, один из основателей и виднейших представителей трансперсональной психологии. По мнению многих экспертов, наряду с Фрейдом и Юнгом, крупнейший реформатор психологии и психиатрии ХХ века, заложивший основы психологии будущего.
|
Профессор. Специалист по проблемам психофизиологических различий и психодиагностики
|
Дильтей, Вильгельм (Dilthey, Wilhelm) (1833-1911) - немецкий философ и историк культуры. Дильтея, наряду с Ницше, считают родоначальником так называемой 'философии жизни', а также, наряду с Шлейермахером, - герменевтики.
|
швейцарский невропатолог, психиатр и психотерапевт
|
Леви-Стросс Клод (р. 1908), известный французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. Создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля.
|
Маслоу (Maslow) Абрахам Харольд (1908-1970) - американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Один из основателей гуманистической психологии.
|
Автор концепции оперативного отражения. В основу исследований было положено положение, согласно которому эффективность трудовых действий определяется особенностями отражения объекта труда
|
доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Исследовательского центра эстетического воспитания РАО.
|
американский психолог, основатель бихевиоризма
|
Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.
|
"Концепция Фрейда является зловещим знамением эпохи - агонистической фазы развития капиталистического общества. Фрейдизм - это апокалипсис империализма".
|
выдающийся мыслитель ХХ века, во многом определивший общественные настроения своей эпохи. Немного найдется психологов, чьи идеи пользовались бы столь широкой популярностью во всем мире
|
Челпанов, Георгий Иванович (1862-1936), русский философ, логик, психолог.
|
Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог
|
проводил исследования в области истории культуры и религии, а так же имел богатейшую психотерапевтическую практику.
|
профессор психиатрии Стенфордского университета, один из создателей 'третьей волны' в психотерапии и основателей школы экзистенциальной терапии
|
|
|
|